Marvel: как одеваются герои киновселенной

Кинематографическая вселенная Marvel — огромная медиафраншиза, которая развивается уже больше 10 лет и постоянно бьет новые рекорды. Кевин Файги, человек, отвечающий за все происходящее в КВМ с самого начала, очень трепетно относится к мелочам и деталям, но относится ли он также к одежде персонажей? Накануне российской премьеры «Мстители:Финал» мы разобрали все подробности неповторимого стиля супергероев.

Первый фильм, вышедший в рамках киновселенной — “Железный человек” — был вполне продуманным шагом. Файги прекрасно понимал, что главные зрители — дети, он провел несколько фокус-групп, на которых и определился первый герой. Но несмотря на целевую аудиторию, кино не могло быть уж полностью детским. Режиссерское кресло занял Джон Фавро, в саундтрек добавили Iron Maiden и AC/DC, а костюмами занялся Дэвид Август, главный почитатель маскулинного стиля во всем мире. Именно он одел Тони Старка в костюмы с широченными лацканами, бордовые рубашки, расстегнутые на неприемлемое количество пуговиц, и широкие галстуки. Вряд ли кто-то мог справиться лучше Августа: он прекрасно знает, как должно одеваться гипертрофированному плэйбою, каким и был Старк в первых фильмах. Во второй части Август снова одевает Роберта Дауни младшего, а Валентина Олиси снова становится дизайнером по костюмам для персонажа Гвинет Пэлтроу. В итоге мы получаем идеально подобранные костюмы, которые скорее кричат и тычут в богатство персонажей, указывая на всю фантастичность супергеройского кино.

В следующих фильмах градус стал намного ниже, и создатели стали подходить более продуманно. Братья Руссо, снявшие вторую часть «Капитана Америки», представили фильм практически полностью в серых тонах, сделав из него подобие политического триллера. Они пригласили на одну из главных ролей Роберта Редфорда, костюмами занималась Джудианна Маковски, которая после «Капитана Америки» одевает персонажей во вторых «Стражах Галактики» (спасибо за куртку Криса Пратта и внешний вид Курта Рассела) и в последних частях «Мстителей». Маковски отлично прониклась идеей политического триллера из 70-ых, именно так назвал фильм Кевин Файги, так что Капитан Америка носит коричневую кожаную куртку, а Редфорд — серые костюмы тройки, будто он приехал со съемок нового сезона “Безумцев”.


После второй части Капитана Америки вселенная становится намного разнообразнее. Стивен Стрэндж в исполнении Бенедикта Камбербэтча носит смокинги от Тома Форда, Гай Пирс в «Железном человеке 3» — льняные костюмы светлых тонов будто с кампейнов L.B.M. 1911, а Майкл Дуглас в “Человеке-муравье” одевается по всем канонам Лиги Плюща, когда ты уже становишься профессором, а не студентом. Женским персонажам уделяют все также мало внимания, но в последнем фильме — “Капитан Марвел” — действие которого происходит в 90-ые, героиня Бри Ларсон полностью отыгрывает это время. Заправленная футболка NIN, к которой, кстати, поднялся небывалый интерес после премьеры, черная косуха, кепка — все это как с плакатов характеризует ту эпоху.

Но самое важное начинается с началом так называемой “третьей фазы”: так Файги называет третью часть фильмов, в которой были представлены новые персонажи, и которая привела к условному завершению истории — Войне бесконечности. Особенно ярко выделяется Черная пантера. История про вымышленную страну Ваканду с невероятными технологиями, ее принца Т’Чаллу и силу Черной пантеры, передающуюся от короля к королю у режиссера Райана Куглера получилось сделать невероятно стильной, особенно по сравнению с предыдущими фильмами Marvel. Афрофутуризм, смешанный с афро-американской культурой, специальный альбом саундтреков, спродюсированный Кендриком Ламаром — картина произвела фурор. Художнику — постановщику Ханне Бичлер до сих пор многие издания поют дифирамбы: она совершила невероятную работу, представив, как мог бы выглядеть этнический африканский стиль вкупе с современными технологиями. Костюмами занималась Рут Картер, и ее работа также выше всяких похвал. Невероятные цветовые решения и исконно африканские элементы (ярко-зеленый брючный костюм вкупе с тарелкой в нижней губе, традиционной для племени Мурси), шрамирование, дреды и т.д. — Картер смогла не опошлить этническую культуру, добавив в нее современный афро-американских дух. После появления первого трейлера об одежде в фильме уже начали говорить всерьез, и после выхода он, естественно, послужил источником вдохновения для многих людей во всем мире. А также, что немаловажно, вновь наполнил о богатстве этнической африканской культуры.


Также большим шагом стала третья часть приключений Тора: Рагнарёк, которую ставил Тайка Вайтити. Новозеландец отлично использовал 80-ые с их кислотными цветами. На одну из главных ролей он пригласил Джеффа Голдблюма, который весь фильм ходит в сандалиях и золотом плаще с одним рукавом. Блеск, неон и Immigration song от Led Zeppelin в качестве заглавного саундтрека — вот что полностью характеризует этот фильм.

Но если рассматривать все фильмы вкупе, то работа дизайнеров по костюмам — явно не то, что Кевин Файги ставит во главу стола при продюсировании проектов. Безусловно в важных картинах типа «Черной пантеры» на это делается очень большой упор — и исключительно из-за общественного мнения. Но то ли из-за численного преимущества мужских персонажей, то ли по другим причинам одежда женских персонажей не выглядит запоминающейся и продуманной, многие повседневные комплекты, которые не должны по сюжету картины раскрывать персонажа, совершенно блеклые, а кто-то из героев не заявлен в качестве плейбоя, то вспомнить, во что же он одет, становится очень и очень сложно.

Кинематографическая вселенная Marvel — это явно не та категория фильмов, после которой выходят косяками материалы “как одеться как главный герой”, но, возможно, оно и к лучшему. Это кино все-таки не о моде, хотя выглядеть как Капитан Америка порой не будет лишним.

Текст: Андрей Чапыгин