Водолазка вне времени

Развитие моды определяется цикличностью: если что-то однажды появилось, то обязательно вернётся. Так происходило практически со всеми тенденциями: клеш, клетка, oversize или спортивный костюм. Но это правило не относится к водолазкам. Один из самых простых элементов гардероба уже несколько веков никуда не исчезает и вряд ли исчезнет в ближайшее время.

Считается, что водолазку начали носить еще в XV веке. Доказательств этому не так много, но в то время на протяжении нескольких веков водолазка была атрибутом рабочего, как бы мы сейчас его назвали, класса. Все дело в практичности: длинный часто с отворотом воротник помогал защитить горло от ветра, дождя или снега. Поэтому свитер с воротником такого типа очень полюбился морякам.

Самое название, “водолазка”, пошло как раз от моряков. Водолазам воротник помогал защитить горло от холодного металлического скафандра. В английской же традиции водолазку называют rollneck sweater или polo neck, что отсылает нас к игрокам в поло. Еще есть исключительно петербургский вариант “бадлон” (или “банлон”), который появился из-за названия пряжи “ban-lon”. Из неё и производили те самые водолазки.

Стив МакКуин «Детектив Буллит»

После моряков водолазки полюбились и спортсменам. Игроки в поло предпочитали их опять же из-за практичности. Спортивная мода всегда славила утилитарность в одежде, чего стоят рубашки button-down, пуговицы на воротничках у которых нужны для комфортного занятия спортом. Или те же университетские куртки, которые еще называют letterman jacket.

Ну а в XIX — XX веках водолазка выходит в люди. Ее начинают носить практически все, и это не преувеличение: автогонщики, пилоты, философы, модельеры, музыканты, рабочие, звезды, политики и монаршие особы. Мишель Фуко сделал водолазку одним из своих символов, Пьер Карден выпустил первую коллекцию готовой одежды и практически все модели были в водолазках: он сразу прославился и был изгнан из Chambre Syndicale de la Couture Parisienne. Французские модные бюрократы не оценили революционный настрой Кардена. The Beatles одно время как будто жили в водолазках, а Одри Хепберн и Грейс Келли окончательно внесли водолазки в женский гардероб.  

Одри Хепберн «Мордашка»

Потом водолазки стали символом противоборства официозу. В свои ряды ее приняли экзистенциалисты, потом и многие политики. Голливуд не обходит водолазку стороной и использует небывалую популярность свитера в образе Sweater girl: пышногрудая блондинка в обтягивающей водолазке. Примерно в это же время окончательно формируется стиль преппи, в который также входит водолазка.

Таким образом, свитер с высоким горлом успел побывать символом практически каждого стиля, образа или класса: его носили плотники, столяры, философы и музыканты.

Но в чем именно причина такой популярности? Конечно, рубашки так же существуют столетиями, и их носят все, прослеживать их жизненный путь довольно бессмысленно: они есть у каждого. Но рубашки имеют сотни мелких особенностей, будь то форма воротничка, пресловутые пуговицы, манжеты или ткань. Водолазка же совершенно не изменяется, метаморфозы обходят ее стороной. Даже у футболок, которые также просты, есть определенные изменения хотя бы в в горловине и в целом в роли (из нижнего белья в повседневную одежду), у водолазок же такого практически нет.

Майкл Кейн

Скорее всего все дело в закрытости: сама по себе водолазка похожа на скафандр. Она совсем не открывает никаких частей тела, что очень важно для официального стиля одежды. И так как изначально она все-таки носилась рабочим классом, то использование ее философами и политиками работает как противоборство официозу и заигрывание с “обычными” людьми.

Также важна и практичность. Автогонщики и спортсмены, так полюбившие их, выбрали водолазки за удобство. А потом стали современными рок-звездами, что автоматически сделало их гардероб предметов обсуждения и восхищения публикой.

Ну и образ моряка, автогонщика или пилота это в первую очередь образ искателя приключений, смелого и отважного героя. Идеальная осанка, уверенный взгляд и непоколебимость не так-то просто развить в себе, но водолазку мог купить себе каждый.

Жак-Ив Кусто

Очень большую роль в популяризации сыграло телевидение и кинематограф, обычно подчеркивающие любой мало-мальский стереотип и доводящий его до максимума. Хорошо прослеживается, как после большого скачка в развитии кинематографа, водолазка появляется буквально у всех. Жак-Ив Кусто — один из тех, что, скорее всего, совершенно не осознавая этого, занимался рекламой таких свитеров. Его телефильмы смотрели миллионы людей по всему миру, он был одним из самых популярных людей на Земле, героем прошлого века. И если красную шапочку-бини могли позволить себе не все по ряду причин, то водолазки, в которые были одеты он и его команда — по стилю подходили его зрителям. Или Голливуд, вовремя поймавший волну и придумавший Sweater girl. До сих пор при поиске фотографий Мерелин Монро в первых 10 фото есть та знаменитая фотография актрисы в черной водолазке для журнала Life.

Мэрилин Монро

Но в то же время на экранах с водолазкой происходит довольно интересное приключение. Она не становится атрибутом злодеев, а переходит к “хорошим” парням. Образ плохих персонажей всегда отличается закрытостью: коварный злодеи из Бонда, Фантомас и, например, доктор Лектер одеваются всегда очень закрыто. Фантомас даже носил перчатки и маску, то есть зритель не видел ни одного участка его кожи. А что может быть закрытее водолазки? Но она все равно отходит противоборствующей стороне. В одном из эпизодов сериала Арчер на канале FXX, в котором довольно большое внимание уделяется одежде, Арчер, главный герой, в нескольких эпизодах восхваляет водолазки и говорит, что вернул их в шпионскую моды. Водолазки для хороших парней.

Сегодня водолазки как и всегда на волне успеха. Последний, кто подогрел к ним интерес — Стив Джобс. Подогрел так, что после его смерти водолазку от Issey Miyake невозможно было даже забронировать, не то что купить. Была объявлена настоящая охота. После водолазки вошли в мир streetwear, на воротниках появились надписи “ЯСНО” и тд, ну а после streetwear она попала в коллекции многих значимых брендов. И дух французской революции, который наравне со всем остальным очень любят, например, в Gucci, опять же возвращается в наши шкафы водолазку. Как будто она куда-то уходила оттуда.

Стив Джобс

Свитер с высоким воротником, толстый, вязаный, из шерсти или хлопка, любого цвета, су узором или без и рукавами разной длинный — водолазка это один из самых универсальных предметов гардероба, который подходит для практически всех ситуаций. Можно стоять в очереди за новым дропом Supreme, а можно отправиться на ужин в ресторан или разгружать баржу. Универсальность, торжественность и огромный шлейф образов и аллюзий, она подходит буквально к каждому этапу жизни и точно подстраивается под вас.

Текст: Андрей Чапыгин