Новая школа ювелирного рынка

Ювелирный рынок в России хоть и не очень уверенно, но всё же растет. И рядом с гигантами ювелирного бизнеса появляются и маленькие бренды. Мы встретились с четырьмя марками «новой» школы: Ms. Marble, Qari Qris, Алхимия и Alekseev Jewelry, чтобы обсудить, как устроен их бизнес.

История

Практически все бренды начинаются по «классической» схеме: основателям не нравится то, что можно найти в магазинах, и они решают сделать что-то для себя. Так было, например, у Ms.Marble, молодого московского бренда, который представлен в мультибрендовом магазине украшений «Двенадцать» недалеко от Тверской. Татьяна, основательница бренда и его главный руководитель, занимается украшениями уже три года: «Все начиналось, как личная история. Я хотела делать то, чего, как мне тогда казалось, не было на рынке, и то, что мне хотелось самой носить. Я не знала, где купить такие украшения, и решила попробовать сделать их самостоятельно». В итоге у Татьяны всё получилось, ее первый опыт – простые подвески в виде маленького серебряного куба на серебряной цепочке она сделала полностью самостоятельно и в домашних условиях.


серьги Qari Qris

Или, например, Алхимия. Его основатели, Катерина и Игорь, решили заняться ювелирными изделиями семь лет назад. Они закончили Московских архитектурный институт, и, по словам Катерины, учили их на кафедре «Дизайна архитектурной среды» не столько архитектуре, сколько «проектировать и создавать дизайн всего, что нас окружает, начиная от дверной ручки, и заканчивая городом». Этот подход, дизайн через аналитику и изучение референсов, и лег в основу бренда, что отличает Алхимию не только от молодых марок, но даже и от традиционной ювелирной среды. «Современный дизайн, который сейчас есть на рынке, вырос из желания что-то делать и что-то творить, и анализ с референсами присутствуют скорей как источник вдохновения, и это отличается от нашего подхода, потому что здесь люди больше похожи на художников. А наша Алхимия создавалась на основе тех знаний и того опыта, что у нас был как у дизайнеров, и очень большую роль играл поиск и анализ каких-то очень знаковых вещей».


серьга Алхимия

Но от задумки до реализации, производства готовых украшений, не самый короткий путь, который пройти в одиночку не всегда просто.

Производство

Домашнее кустарное производство – первое, с чего обычно начинают молодые бренды. Татьяна из Ms.Marble первые подвески сделала полностью самостоятельно, но после увеличения заказов стало ясно, что без образования продолжать расти очень сложно: «Я поняла, что мне не хватает знаний о том, как работать с ювелиркой, как делать то, что мне нравится, но не хватает знаний. И я пошла учиться в ювелирную мастерскую, отучилась с мастером, я знаю все процессы изготовления, но я всё равно самоучка: никакого диплома вроде “дизайнер-ювелир” у меня нет». С увеличением оборота, Татьяна решила сконцентрироваться исключительно на дизайне и поискать себе сотрудников. Но с этим возникли сложности: «Многие производства не привыкли к нашей альтернативной ювелирке, они иногда говорят, что совершенно не знают, как это сделать, отказываются, ведь это не будет продаваться».


кольцо Ms. Marble

Проблема «костромского» наследия довольно остро стоит перед подобными марками: практически всё ювелирное производство было сконцентрировано и сейчас находится вокруг Костромы. И это приводит к определенной закостенелости больших игроков, так что найти ювелиров для «новой» школы не совсем просто, но вполне возможно. Катерина из Алхимии постоянно проводит собеседования: «Сейчас у нас 5 ювелиров, мы очень долго собирали команду. В этом заключается специфика работы с ювелирами, потому что ребята только сейчас начинают понимать, что кроме традиционной ювелирки есть что-то еще. А мы 7 лет назад объясняли им, что кроме птичек и бабочек есть что-то еще, давайте попробуем. И очень часто слышим в ответ “Нет, так делать нельзя”, это их коронная фраза».

Alekseev Jewelry, бренд из Санкт-Петербурга, открывшийся в 2015 году, представлен в обеих столицах. Весь дизайн и украшения «мастер» бренда делает сам (отсюда и название) в специально для этого открытой мастерской в Санкт-Петербурге.


брошь Alekseev Jewelry

Qari Qris, молодой московский бренд, также работающий с 2015 года, тоже начинался с домашнего изготовления изделий. Первые украшения Анастасия, основательница бренда, делала вместе с мужем. Но за полгода популярность марки так возросла, что справляться самостоятельно с тиражом перестало быть возможным. Так что сейчас большая часть работы передана на аутсорсинг на производства Москвы и Костромы, но Анастасия с мужем всё еще полностью вовлечены в жизнь Qari Qris: «Дизайн каждого украшения и концепцию коллекции в целом мы разрабатываем вдвоем, воплощаем все это в металле полностью вручную в своем мастерской. И так как мы самостоятельно всё это делаем, то можем решать технические вопросы и контролировать производство».


кольцо Qari Qris, браслет Alekseev Jewelry


Украшения

Процесс создания украшения довольно долгий. Всё начинается с идеи, которую потом на бумаге прорисовывает дизайнер. Эскиз в большинстве случаев переделывается в 3D модель, из которой потом специальный принтер делает настоящую модель из воска в реальных размерах. Но это при условии, что изделие «сложное». После создания модели работать приступает уже сам ювелир, который с помощью инструментов превращает кусок металла в кольцо или подвеску.

Материалы

Серебро – один из самых популярных материалов у маленьких производств. Это достаточно дешевый металл, с которым можно делать всё, что захочешь. Ms.Marble все украшения выполняет из серебра, но иногда покрывает их позолотой: так и дешевле, и серебро намного проще в использовании. Qari Qris иногда использует золото, но в основном – серебро: «Это благородный металл, он уникален в своей простоте и при этом совершенстве. Он теплый, с ним приятно работать руками. При этом – доступный, что немаловажно для бизнеса». Также один из фаворитов брендов – барочный жемчуг. Это камни, в отличие от «классического» жемчуга, неправильной формы, они имеют намного больше цветов и оттенков, а ассимметричная форма позволяет лучше оценить ценные переливы и идеально подходит для необычных украшений.


Серьги Ms. Marble

Alekseev Jewelry тоже все коллекции делает из серебра. Фирменные серьги от Алексея Алексеева можно узнать из сотен других изделий благодаря цвету, очень похожему на хром и достаточно «нежному» (как называет его сам Алексей) дизайну.

Этот металл подходит для любых целей и, по словам Катерины из Алхимии, может воплощать совершенно разные задумки дизайнеров: «Серебро очень многогранно. Для меня серебро для как масляные краски для художника. У золота есть ограничения, например, те изумительные фактуры в золоте невозможны. А серебро может имитировать золото, у него очень большая палитра, кроме традиционной полировки у него очень большой спектр: его можно чеканить, его можно царапать, выскребать, можно сделать абсолютно белым или черным. Можно даже покрывать специальной обработкой, и при нагреве изделие становится фиолетовым».


кольцо и серьги Алхимия


Рынок

Все магазины, с которыми мы разговаривали, находятся в центре столицы. Где-то это отдельный магазин, как, например, Alekseev Jewelry, которые находятся на третьем этаже одного из подъездов Винзавода. Где-то это шоурумы ( «Двенадцать», «Амперсанд»), в них представлены и другие ювелирные бренды.


подвеска Ms. Marble

Помимо новых марок по всей стране открываются и новые мультибрендовые магазины, так что хоть маленькая, но популярность альтернативных ювелирных изделий всё-таки есть. Но в то же время Катерина всё равно не настроена так оптимистично: «Ювелирного рынка как такового в России нет. Есть рынок больших заводов, он ориентирован на массы, и есть рынок нишевых марок, которые ориентированы на узкий слой населения. Как правило это люди, которые много путешествуют, или завязаны с индустрией моды. Но в целом люди до сих пор живут на Sunlight».

Но несмотря на это, количество молодых дизайнеров и магазинов всё равно медленно, но растет. И они начинают раскачивать этот айсберг, и очень интересно, что же из этого выйдет.

Текст: Андрей Чапыгин
Фото: Ксения Сегина